Физико-географическое и
экономико-географическое положение
Географическое положение
включает разные по своей внутренней сущности категории: физико-географическое
и экономико-географическое положение[1].
Физико-географическое
положение — это пространственное расположение какой-либо местности (страны,
района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к
физико-географическим данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам,
морям и океанам и т. д.).
Соответственно
физико-географическое положение определяется географическими координатами
(широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью
(или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе
(расположением) природных (климатических, почвенно-растительных,
зоогеографических) зон.
С точки зрения
экономической географии физико-географическое положение местности (как и
отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие
(предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной
деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.
Экономико-географическое
положение (ЭГП) — это пространственное расположение местности (страны, района,
населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по
отношению к путям сообщения (транспортно-географическое положение), другим
местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных
ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с
источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей
силой, либо как с районами сбыта и т. п.
И физико-географическое,
и экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально
(неповторимо). Место, которое занимает каждое территориальное образование
(местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), не
только индивидуально само по себе (в системе географических координат), но и
в своем пространственном окружении, т. е. в своем расположении по отношению к
морю, торговым центрам, путям сообщения и т. п. Следовательно, мест с одинаковым
географическим положением нет.
Экономико-географическое
положение — категория пространства, так как образующие его элементы — это
пространственно взаиморасположенные, т. е. находящиеся на определенном
расстоянии друг от друга, объекты (страны, районы, предприятия, города,
источники сырья, топлива и т. п.). Именно по принципу пространственной
близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или
ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро-
(малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.
Расстояние
(пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение
производительных сил через определенный уровень транспортных издержек.
Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как
одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное,
неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует
также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.
Экономико-географическое
положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое
и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное
или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного
развития той или иной территории.
В самом деле, любой из
элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному
меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе
климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда
остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении
физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна[2].
Напротив, все элементы
экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения,
местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые
существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от
способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники,
технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом
положении этих мест.
Наиболее быстро
изменяющимся фактором экономико-географического положения является
транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по
отношению к путям сообщения. Как совершенствование техники (средств сообщения)
сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно
наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом
отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных,
технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы,
суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной
продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном
виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов — пшеницы,
угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и
экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически
приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли
и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление
продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и
районе мира. В настоящее время Австралия — один из крупнейших производителей и
экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры,
сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый
сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая
руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.).
Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли
в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники
(транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.
Изменения в
экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами.
Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного
фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы,
потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим
выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями
(как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами
сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и
соответственно усилением его влияния на этот процесс.
Например, экономико-географическое
положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии
неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как
весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть
использован местный древесный уголь, а в качестве сырья — своя железная и
марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное
топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или
Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале
нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды
на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся
уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный
район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это
необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как
возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе,
Филадельфии или Торонто) на Урале нет.
Таким образом, в ходе
исторического развития экономико-географическое положение любой местности
страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне
измениться. Причина этому — прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики,
организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении,
то есть в пределах территории связанных с нею других мест.
Комментариев нет:
Отправить комментарий