Северо-Западный экономический район
Состав района:
Ленинградская, Новгородская и Псковская области, город Санкт-Петербург.
Площадь — 196,5 тыс. кв.
км, население — 7,9 млн человек. Плотность 40,3 чел. на 1 кв. км.
Отрасли хозяйственной специализации: точное машиностроение,
судостроение, химическая и текстильная промышленность, льноводство. Одна из
важнейших хозяйственных функций района — осуществление внешнеторговых связей.
Экономико-географическое положение Северо-Западного
района характеризуют приморское (побережье Балтики) и пограничное положение с
Белоруссией, промышленно развитыми странами Балтии, Центральным районом,
богатым сырьевыми и топливными ресурсами Северным районом.
Природные условия. Подзолистые,
заболоченные почвы лесной зоны в условиях короткого, дождливого и прохладного
лета малопригодны для интенсивного развития земледелия, но могут быть
использованы для выращивания скороспелых зерновых, кормовых культур,
льна-долгунца, овощей и картофеля.
Природные ресурсы. Хозяйственное значение
имеют бокситы (Тихвинское месторождение), фосфориты (Кингисеппское месторождение),
огнеупорные глины (Боровичское
месторождение), известняки, сланцы, торф, биологические (рыбные) и лесные
ресурсы.
Население. Доля городского
населения в районе (87%) — самая высокая в России. Около 90% жителей района
сосредоточено в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Район располагает
высококвалифицированными кадрами рабочих и служащих, мощной системой
проектно-конструкторских и опытно-экспериментальных институтов и заводов.
Промышленность. Благодаря выгодному
ЭГП и возможности использования привозного сырья и топлива в районе сложились
разносторонне развитые машиностроительная, химическая и текстильная промышленность.
Машиностроение Северо-Запада отличают
трудоемкость и техническая сложность производства. Предприятия отрасли выпускают
турбины, генераторы и атомные реакторы (заводы «Электросила», Металлический,
Невский, Ижорский), продукцию оптико-механической, электронной и радиотехнической
промышленности, разнообразные приборы и станки. Машиностроительный комплекс
включает также судостроение (Балтийский, Адмиралтейский, Невский и др. заводы),
вагоностроение, тракторостроение (Кировский завод), производство
полиграфических машин и др. Подавляющая часть предприятий машиностроительного
комплекса размещается в Санкт-Петербурге.
Химическая промышленность представлена в районе
производством синтетических смол и пластмасс, химических волокон,
резино-технических изделий, лаков, красок, щелочей, кислот, фармацевтических
препаратов (предприятия расположены в Санкт-Петербурге, Новгороде, Киришах),
фосфорных (Санкт-Петербург, Кингисепп, Волхов) и азотных (Новгород) удобрений.
Текстильная промышленность. Район производит льняные
(на собственной сырье), хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и синтетические
ткани (Санкт-Петербург, Псков, Новгород).
Большое значение для
экономики района также имеют алюминиевая (Волхов, Бокситогорск, Пикалево, Тихвин),
деревообрабатывающая (производство фанеры, мебели, спичек и т. д.) и
целлюлозно-бумажная, рыбная и маслодельная, стекольная и фарфоро-фаянсовая
промышленность, производство обуви и меховых изделий.
Топливно-энергетическая промышленность. Большая часть потребности
в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счет поступления из
других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф, сланцы). В
производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ,
Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.
Сельское хозяйство. Ведущие направления в
сельском хозяйстве — молочное животноводство и свиноводство, выращивание
картофеля, овощей и льна. В земледелии высок удельный вес кормовых культур
(1/2 посевов), доля зерновых невелика. Основная зерновая культура — озимая
рожь. Выращивают также овес, ячмень и яровую пшеницу. Сельское хозяйство Северо-Запада
находится под непосредственным воздействием Санкт-Петербурга - большая часть
посевов картофеля и овощей, молочное животноводство, свиноводство и птицеводство
сосредоточены в ближайшей к городу зоне. Лен, помимо Ленинградской, возделывается
в Псковской и Новгородской областях. Собственной сельскохозяйственной
продукции району не хватает. Исключение — льноводство, имеющее межрайонное
значение.
Транспорт и хозяйственные связи. Транспорт оказывает
большое влияние на развитие хозяйства района. Наибольшее значение имеют железнодорожный
и морской транспорт. Санкт-Петербург — второй по объему грузооборота
железнодорожный узел России (после Московского), связан с Москвой, с
европейским Севером и Уралом (Санкт-Петербург - Череповец - Вологда — Пермь,
Санкт-Петербург — Мурманск и др.). странами Балтии, Скандинавии, Калининградом
(Санкт-Петербург - Хельсинки), с Украиной, Белоруссией и др. (всего от него
отходит 12 магистралей).
В межрайонных связях
велика роль речного транспорта - Волго-Балтийская и Мариинская речные системы
соединяют Северо-запад с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Уральским
районами.
Морской транспорт
региона осуществляет каботажные перевозки и внешнеэкономические связи со странами
Европы и Америки.
Ввоз грузов в район
значительно превосходит вывоз. Район ввозит в основном нефть, газ, каменный
уголь, нефелины, лес и лесоматериалы, металлы, строительные материалы; вывозит
продукцию машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной
и легкой промышленности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий