Волго-Вятский экономический район (ВВЭР)
Состав района: Кировская
и Нижегородская области, республики Марий Эл, Мордовия и Чувашия.
Площадь района 265,4
тыс. кв. км, население — 8,4 млн человек,
Отрасли хозяйственной специализации: точное и транспортное машиностроение,
лесная и химическая промышленность, скотоводство молочного и молочно-мясного
направления.
Экономико-географическое положение. Местоположение района
на Волге, между экономически развитыми Центральным, Уральским и Поволжским
районами, благоприятно сказывается на развитии его производительных сил.
Природные условия. Равнинный рельеф
благоприятствует хозяйственному строительству. Термическая и влагообеспеченность
достаточны для повсеместного выращивания серых хлебов, кормовых культур,
картофеля, овощей, а на юге — и более теплолюбивых культур. Преобладают кислые
дерново-подзолистые и серые лесные почвы.
Природные ресурсы. Хозяйственное значение
имеют фосфориты (Вятско-Камское месторождение) торф, горючие сланцы,
минерально-строительное сырье (гипс, известняки, кварцевые пески, доломиты),
водные (реки Волга, Вятка, Ока и Ветлуга) и лесные ресурсы.
Население отличается пониженной
долей русских (до 80%), наряду с которыми в районе проживают чуваши, марийцы,
мордва, татары. Средняя плотность населения ВВЭР - 31,5 чел. на 1 кв. км.
Около 70% его жителей сосредоточено в городах. Трудовые ресурсы характеризуются
высокой производственной квалификацией.
Промышленность. Ведущая отрасль промышленности
ВВЭР — машиностроение. В составе машиностроительного комплекса преобладают отрасли
квалифицированного, точного (производство фрезерных и деревообрабатывающих
станков, электроизмерительных приборов, телевизоров, инструментов и др.),
транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Транспортное
машиностроение представлено в районе производством легковых и грузовых
автомобилей (Нижний Новгород), автобусов (Павлово-на-Оке), самосвалов
(Саранск), моторов (Заволжье), речных судов (Нижний Новгород),
сельскохозяйственное — производством тракторов (Чебоксары).
Местные передельные
заводы (Омутнинский, Выксунский, Нижегородский и др.) лишь частично удовлетворяют
потребности района в металле. Металл в большом количестве завозится с Урала и
других районов.
Стекольная промышленность (г. Бор) выпускает
техническое (автомобильное) и оконное стекло, текстильная — технические и
льняные ткани (Нижний Новгород).
Лесная промышленность. ВВЭР — один из главных
районов лесозаготовок, лесопиления, деревообработки (производство фанеры,
мебели, спичек и др.), производства целлюлозы, бумаги, картона, продукции
лесохимии (канифоль, скипидар, спирты, лаки и др.). Крупные
целлюлозно-бумажные комбинаты находятся в Балахне, Волжске, Правдинске.
Химическая промышленность. На привозном сырье (нефть и газ) создан
мощный химический комплекс, включающий производство углеводородных соединений,
резино-технических изделий, автомобильных шин, искусственных кож, пластмасс,
минеральных удобрений (Киров, Саранск, Дзержинск).
Топливно-энергетическая промышленность. Масштабы добычи местного
топлива (торф, сланцы) и производства электроэнергии (Нижегородская и
Чебоксар-ская ГЭС, Балахнинская ГРЭС и др.) не покрывают все потребности
района. Много топлива (уголь, нефть, газ) и электроэнергии поступает из других
районов.
Среди отраслей легкой
промышленности выделяется производство кожевенно-обувных и меховых изделий
(Киров).
Сельское хозяйство. Ведущая отрасль
сельского хозяйства ВВЭР - животноводство. Его профилирующие отрасли —
скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство. Важное
хозяйственное значение имеют овцеводство (мясо-шерстного и шубного
направлений), кролиководство, птицеводство и пчеловодство.
В растениеводстве велик
удельный вес кормовых культур, картофеля. Основная зерновая культура — озимая
рожь, основная техническая - лен-долгунец. На севере района выращивают также
овес и ячмень, на юге — яровую пшеницу, гречиху и сахарную свеклу.
Транспорт и хозяйственные связи. Район располагает
всеми видами транспорта. При наибольшем значении железнодорожного транспорта в
межрайонных и внутрирайонных перевозках велик удельный вес речного транспорта
(самый высокий из всех районов). Магистральные железнодорожные линии (Москва -
Нижний Новгород — Киров — Пермь, Москва — Арзамас — Казань, Нижний Новгород -
Саранск - Пенза, Санкт-Петербург — Котельнич - Киров — Пермь) связывают Волго-Вятский
район с Центральным, Поволжским, Уральским, Северо-Западным районами.
Железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с речным (судоходные реки -
Волга, Ока, Вятка, Ветлуга). Крупнейшие речные порты — Нижний Новгород, Чебоксары.
Из автомобильных путей выделяется магистраль Москва — Нижний Новгород —
Казань. По территории района проходит несколько газопроводов и нефтепроводов,
обеспечивающих поступление нефти и газа из Поволжья, Урала и Западной Сибири
(нефтепроводы из Альметьевска и газопроводы из Уренгоя к Нижнему Новгороду и
др.).
Ввоз в Волго-Вятский
район превышает вывоз. В район ввозятся нефть, газ, каменный уголь, прокат
черных и цветных металлов, зерно и др., вывозятся лес и лесоматериалы,
автомобили, станки, трактора, речные суда, бумага, картон, меховые изделия,
изделия легкой промышленности, продукция химической индустрии (минеральные
удобрения и пр.). В международном разделении труда район участвует в основном
продукцией машиностроения, главным экспортером продукции которого выступает
Нижегородская область.
Комментариев нет:
Отправить комментарий