География машиностроения
Машиностроение, на долю
которого приходится около 1/5 объема произведенной промышленной продукции в
стране, 1/4 основных промышленно- производственных фондов и 1/3
промышленно-производственного персонада, относится к числу наиболее
распространенных в территориальном отношении отраслей хозяйства России (представлено
своими предприятиями во всех экономических районах).
Размещение предприятий
отраслей машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемых
изделий — их габаритов и массы, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости,
энергоемкости их производства, транспортабельности и т. п.
Тяжелое машиностроение, осуществляющее выпуск
металлоемких и крупногабаритных изделий (металлургическое, горно-шахтное,
горнорудное, крупноэнергетическое и подъемно-транспортное оборудование,
кузнеч-но-прессовые машины, тяжелые станки и др.), наибольшее развитие
получило в районах, сочетающих наличие металлургических баз и потребителей
готовой продукции, — на Урале, в европейском Центре и в Сибири.
Уральский район — первая
металлургическая база страны, одновременно является главным районом тяжелого
машиностроения России. Здесь производят металлургическое и горно-шахтное
оборудование, тяжелые станки, экскаваторы, турбины и гидрогенераторы
(Екатеринбург, Орск, Нижний Тагил, Копейск в Челябинской области и др.).
В Западной и Восточной
Сибири на металле Сибирской металлургической базы возникли предприятия по
производству горно-шахтного оборудования (Кемерово, Прокопьевск в Кемеровской
области), турбин и тяжелых станков (Новосибирск), металлургического и горного
оборудования (Иркутск, Красноярск), паровых котлов (Барнаул).
В Центре европейской
России металлургическая база (Центральная) обеспечивает металлом производства
паровых котлов (Подольск и Белгород), тяжелых станков (Коломна),
металлургического оборудования (Электросталь), кузнечно-прессового и
горно-обогатительного оборудования (Воронеж).
Крупные центры тяжелого
машиностроения размещаются и вне металлургических баз — Санкт-Петербург
(производство паровых и гидравлических турбин, турбогенераторов), Таганрог
(производство паровых котлов), Волгодонск в Ростовской области и Колпино в
Ленинградской (производство атомных реакторов), Ульяновск (производство
тяжелых станков) и др.
К металлоемким относятся
и отдельные отрасли транспортного машиностроения: локомотивостроение,
вагоностроение, судостроение.
Локомотивостроение
исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России
(Центральный район). Впоследствии оно получило развитие вблизи
металлургических баз (Северный Кавказ). В настоящее время большую часть
тепловозов изготавливают заводы, расположенные в Центральном районе (Коломна,
Людиново, Муром, Брянск), электропоездов — на Северном Кавказе (Новочеркасск).
В Центральном районе (Демихово) начато производство пригородных электропоездов.
Вагоностроение — крупный
потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство
вагонов большое развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и
древесным сырьем, -на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав), в Западной Сибири
(Новоалтайск) и Восточной Сибири (Абакан), в Центре (Тверь, Брянск, Мытищи,
Торжок). В центрах, расположенных на Северо-Западе (Калининград,
Санкт-Петербург), вагоностроение ориентировано в основном на привозные металл и
древесину.
Еще более значителен
отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности (хотя
они и потребляют большое количество металла). Судостроение, которое делится на
морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных
магистралей. Верфи морского судостроения находятся на побережье Балтийского
(Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), Баренцева (Мурманск), Белого (Архангельск),
Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. В производстве речных
судов наиболее велика роль центров, расположенных на Волге (Нижний Новгород,
Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).
Среди отраслей
транспортного машиностроения ведущая - автомобилестроение. Оно ориентировано
на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой
сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении
многочисленных предприятий-смежников — поставщиков различных узлов, деталей,
запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, приборы, пластические
массы, технические ткани, шины, стекло и др.). Этим требованиям в наибольшей
мере соответствуют районы европейской части страны: Поволжский (здесь
расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80%
производства легковых автомобилей в стране, Камский комплекс заводов в
Набережных Челнах, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге, троллейбусный
завод в г. Энгельсе Саратовской области и др.), Волго-Вятский (Нижегородский
завод - ГАЗ, дающий более половины производства грузовых автомобилей в стране,
заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Центральный (Москва, Брянск, Серпухов,
Ликино, Галицыно), Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).
В восточных районах, где
нет необходимых условий для развития отрасли, автомобилестроение представлено
лишь автосборочными заводами (Чита в Восточной Сибири).
Предприятия по
производству автомобильных моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени,
Заволжье Нижегородской области.
В основном та же группа
факторов (наличие высокой технической культуры и научно-производственного потенциала,
высококвалифицированных кадров и т. п.) определяет размещение авиационной и
ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения,
производства различного рода точных машин, инструмента и т. п.
Основная часть
авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части
(Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и
в Западной Сибири (Омск, Новосибирск). Предприятия ракетно-космической
промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.
Производство вычислительной техники,
приборов, точных станков, инструмента и т, п., отличающихся наименьшей
металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных
городах многих районов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород,
Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.)-
Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам
потребления готовой продукции. Специализация предприятий, выпускающих сельскохозяйственную
технику (комбайны и др.)» находится в полном соответствии с направлением
развития сельского хозяйства районов страны.
Заводы по производству
зерноуборочных комбайнов расположены в районах развитого зернового хозяйства -
на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), на юге Восточной Сибири
(Красноярск), льноуборочных — в районах возделывания льна (Бежецк в Центральном
районе), силосоуборочных — в Центральном районе (Люберцы), картофелеуборочных -
в Центральном районе (Рязань, Тула), рисоуборочных — в Дальневосточном районе
(Биробиджан).
Различные
сельскохозяйственные машины производят также заводы, расположенные в Воронеже,
Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.
Тракторостроение,
наиболее металлоемкая отрасль сельскохозяйственного машиностроения, получило
развитие как в районах, располагающих крупными источниками металла -
Центрально-Черноземном (Липецк), Поволжском (Волгоград), Уральском (Челябинск),
Западно-Сибирском (Рубцовск), так и у потребителей — в Северо-Западном
(Санкт-Петербург), Северном (Петрозаводск), Центральном (Владимир),
Волго-Вятском (Чебоксары) районах.
Среди стран СНГ в
области машиностроения выделяются Украина (производство тяжелых станков, металлургического
и горно-шахтного оборудования — Краматорск, Днепропетровск, Донецк, Мариуполь;
судостроение — Николаев, Херсон; автомобилестроение — Запорожье, Кременчуг,
Львов; тепловозостроение и вагоностроение - Луганск, Днепродзержинск; тракторостроение
— Харьков; комбайностроение — Херсон; точное машиностроение — Киев, Харьков,
Львов), Белоруссия (точное машиностроение — Минск; автомобилестроение — Минск,
Жодино; тракторостроение — Минск; сельхозмашиностроение - Гомель), Узбекистан
(производство хлопкоуборочных комбайнов - Ташкент), Азербайджан (оборудование
для нефтяной и газовой промышленности — Баку, Кировабад).
Комментариев нет:
Отправить комментарий