Водный и воздушный транспорт
Морской транспорт имеет
первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных,
межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных
перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть,
нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).
Наряду с
межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт
осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в
пределах своей страны. Большой каботаж — это плавание судов между портами
разных морских бассейнов (например, Владивосток — Новороссийск, Новороссийск
— Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного моря (Новороссийск
— Туапсе).
По грузообороту (29 трлн
т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит
другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая
низкая на транспорте[1]. Наиболее эффективно
использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие
расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее
эффективны.
Для осуществления
перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот,
морские порты, судоремонтные заводы и др.
Морские перевозки
обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн
брутто-регистровых тонн (бр-рег т)[2].
Самые большие флоты
имеют Панама (72 млн бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские
острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15),
Норвегия (15), США (13 млн бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии,
Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов
является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции,
Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от
высоких налогов.
Примерно 40% всего флота
мира — танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов.
Главные направления морских перевозок нефти — из района Карибского моря в США и
Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.
Среди океанических
бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический
океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира:
Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания),
Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все
США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя -
Япония, Шанхай - КНР, Пусан - Республика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер —
Канада и др.) и Индийского (Карачи — Пакистан, Бомбей и Калькутта — Индия,
Коломбо — Шри-Ланка и др.) океанов. Наряду с универсальными есть порты,
специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура
- Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и
Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР),
зерна, лесоматериалов и других грузов.
На географию морских
перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение
имеют Суэцкий и Панамский каналы.
Речной транспорт. Положительными
особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на
глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты
на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом
определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для
организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской
Америки, Европы и Азии. В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена,
Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии -
Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в
Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.; в
Латинской Америке — Амазонка и Парана; в Африке — Конго, Нигер, Нил; в Австралии
— Муррей с притоком Дарлинг.
Общая протяженность
судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина
приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и
Бразилию (30 тыс. км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое
место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада
и Нидерланды.
Воздушный транспорт, скоростной, но
дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских
перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами
мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов
международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами,
прием пассажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных
воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты
мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта,
Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции
(Париж), ФРГ (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем,
Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по
пассажирообороту) мира.
Воздушный транспорт в
основном осуществляет пассажирские перевозки. Число авиапассажиров достигло
1,3 млрд человек в год. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем,
объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес
(доли процента).
Комментариев нет:
Отправить комментарий