Сухопутный транспорт
Важнейшими видами
сухопутного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.
Железнодорожный
транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по
пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2
млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту.
Главная функция железнодорожного транспорта — перевозка массовых промышленных и
сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния.
Отличительная особенность — регулярность движения независимо от погоды и
времени года.
Велики различия в уровне
развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень
электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире
идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в развитых
странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдельных, большей частью
развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных
дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории)
страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ,
Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более
половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной
Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их
вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плотность
их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети
в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км. По уровню
электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в
Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции -65%, в
Италии, Австрии и Испании — более 50%, в России - 43%).
В отдельных регионах и
странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более
широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не
соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например,
Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую
колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.
По грузообороту
лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия, по пассажирообороту -
Япония (395 млрд пассажиро-км), КНР (354), Индия (320), Россия (192), ФРГ (60
млрд пассажиро-км).
В ряде развитых стран
(США, Япония, ФРГ, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200
км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной
Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е.
образуют общерегиональные системы железных дорог.
Автомобильный транспорт
играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового
пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди
других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км,
или 70% мировой транспортной сети).
Большая часть
автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах.
При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их
сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых
200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).
Наиболее развитую сеть
автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия,
европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех
регионов мира. По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают
США.
В отдельных странах и
регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют
единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).
Трубопроводный
транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для
транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших
объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты.
Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн.
км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах
Северной Америки (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Среднего Востока, а
также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но
потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного
транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого
вида транспорта).
Комментариев нет:
Отправить комментарий