Особенности геополитического и
экономико-географического
положения
По географическому
положению Россия — евразийская страна, так как часть ее территории расположена
в Европе, часть — в Азии (Сибирь и Дальний Восток), а в целом она занимает
пространство (площадью 17,1 млн кв. км, протяженностью в меридиональном
направлении 2,5—4 тыс. км, в широтном — 9 тыс. км) Северной Евразии. Ее
крайняя северная точка (77 ° 43' с. ш.) находится за полярным кругом (мыс
Челюскин полуострова Таймыр), южная (41 ° 11' с. ш.) - примерно на 40-й
параллели северной широты (гора Базардюзю Главного хребта Большого Кавказа, на
границе Республики Дагестан с Азербайджаном), западная (19 ° 38' в. д.) — в
Восточном полушарии, неподалеку от нулевого меридиана (песчаная коса
Гданьского залива Балтийского моря, около Калининграда), а восточная (168 ° 40'
з. д.) — уже в Западном полушарии (мыс Дежнева полуострова Чукотский).
Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов.
Пределы территории
России очерчены в основном морскими рубежами — из общей протяженности ее границ
(58,6 тыс. км) более 2/3 морские (44,3 тыс. км) и лишь 1/3 сухопутные (14,3
тыс. км).
Морские границы проходят
на расстоянии 12 миль (22,2 км) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км)
экономическая зона,
Наибольшую протяженность
морские границы России имеют на Северном Ледовитом океане, где они отделяют
российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние — западную и
восточную — точки страны) с расположенными в нем островами (Земля
Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров
Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов.
На востоке граница
России проходит по морям Тихого океана: на северо-востоке по Берингову проливу
она является разделительной линией между Россией и США, а на юго-востоке по
проливу Лаперуза (между островами Сахалин и Хоккайдо) и Кунаширский (между
островами Кунашир и Хоккайдо) - между Россией и Японией.
Границы, проходящие по
акваториям Балтийского, Черного и Азовского и Каспийского морей, невелики по
протяженности, но очень важны для России не только с точки зрения ее
присутствия здесь как морской державы, но и возможных контактов со странами, расположенными
в пределах и за пределами этих бассейнов. В частности, по Балтийскому морю идет
кратчайший путь в Атлантический океан, пролегают самые удобные морские пути
между Россией, Польшей, Литвой, Германией и другими странами, имеющими выход в
Балтийское море; по Черному морю осуществляются внешнеторговые сообщения с
Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией» а по выходу из него (через
проливы Босфор и Дарданеллы) — со средиземноморскими странами и др.; по
Каспийскому морю Россия имеет прямой выход к Туркмении и Ирану.
На западе и юге
государственная граница страны проходит в основном по суше. Сухопутная граница
разъединяет Россию с 14 странами: на северо-западе — с Норвегией и Финляндией,
на западе — с Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей (с последними двумя странами
непосредственно граничит Калининградская область — анклав России на Балтийском
побережье) и Белоруссией, на юго-западе — с Украиной, на юге — с Грузией,
Азербайджаном и Казахстаном, на юго-востоке — с Китаем, Монголией и Корейской
Народно-Демократической Республикой, Самая большая по протяженности сухопутная
граница — с Казахстаном (7 200 км), затем с Китаем (4 350 км) и Монголией (3
400 км), самая короткая — с КНДР (17 км). Сухопутные границы проходят по
естественным рубежам — равнинам, горам, рекам и пр. Большая их часть (Русская
или Восточно-Европейская равнина - на границе со странами Балтии, Белоруссией,
Украиной; Прикаспийская и Западно-Сибирская низменность - на границе с
Казахстаном; реки Уссури, Амур, Аргунь и озеро Ханка — на границе с Китаем и
др.) не создает преград для перемещения людей и грузов, напротив, даже
благоприятствуют этому. Небольшие трудности в этом плане возникают у России с
Грузией, Азербайджаном и Монголией, границы с которыми в основном проходит по
горной местности (по горам Большого Кавказа, Алтая, Саянам, Яблоновому
хребту). Однако трудности эти легко преодолимы — на этом участке границы
проложены автомагистрали (Военно-Грузинская дорога от Владикавказа через
Крестовый перевал до Тбилиси; Чуйский и Кяхтинский тракты, связывающие Россию с
Монголией, и др.)т железнодорожные линии (Махачкала — Баку, Заудинский
- Наушки и Борзя - Соловьевск для перевозки грузов в Монголию и обратно и др.),
а связь с Грузией и Азербайджаном удобно поддерживать и морем. Не случайно
Россия по всему периметру своих сухопутных границ еще с давних времен активно
взаимодействует с сопредельными странами.
Сухопутные границы
России отличаются и по правовому статусу. Границы с Норвегией, Финляндией,
Польшей, Монголией, Китаем и КНДР закреплены международными договорами, в
стадии оформления находится установление государственных границ с Эстонией,
Латвией и Литвой. Границы со странами СНГ — Украиной, Грузией, Азербайджаном и
Казахстаном не оформлены международными договорами и на их рубежах установлен
только погранично-таможенный контроль. Границы с Белоруссией — партнером
России по союзному государству — фактически отсутствуют и свободны для
перемещения людей, торговых потоков, грузов.
Геополитическое
положение России, т. е. положение ее на политической карте по отношению к
различным государствам мира, определяется действием ряда факторов внутри
страны и за ее пределами. Огромное позитивное воздействие оказывает на него
характер преобразований в экономике, во внутренней и внешней политике страны,
происходящих в последний период времени. Главные среди них — переход на
рыночные отношения и открытость экономики, отказ от политики «холодной
войны», военного противостояния США и другим странам НАТО, ликвидация военного
присутствия России за рубежом. Эти и другие факторы подняли международный
авторитет страны, изменили отношение к ней мирового сообщества.
Из внешних факторов
особое значение имеет образование в результате распада СССР на западных и
южных рубежах страны новых пограничных государств, получивших название
«ближнее зарубежье», статус членов СНГ (за исключением стран Балтии), и
созданного в его рамках Экономического и Военно-политического союза. Их
образование отдалило от границ нашей страны европейские и ближневосточные
страны. Возникшие в связи с этим трудности в организации торгово-экономических
связей России с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном
(ближневосточном) направлении (ряд важных коммуникаций России — железнодорожные
и автомобильные магистрали, трубопроводы и авиатрассы проходят теперь через
территорию новых независимых государств) не могут перекрыть всех преимуществ,
которые она получила благодаря безопасности на этих участках границ (в условиях
непрекращающегося расширения НАТО на восток, угрозы экспансии на юге исламского
фундаментализма).
Другой фактор, влияющий
на современное геополитическое положение России, — рост экономической
мощи и политического веса в мире государств, соседствующих с ней или
близкорасположенных к ней на востоке и юго-востоке (Китай, Япония, КНДР, Южная
Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины и др.).
Именно этот азиатский субрегион играет все более заметную роль в развитии
хозяйственных связей с Россией. В современной мировой экономике страны Восточной
и Юго-Восточной Азии имеют самые высокие темпы развития (исключение — Япония,
уже достигшая очень высокого уровня развития экономики), обладают значительным
объемом золотовалютных средств, являются крупнейшими поставщиками на мировой
рынок обуви, одежды, текстильных изделий, бытовой электронной аппаратуры,
персональных компьютеров, легковых автомобилей и других видов
высокотехнологичной и трудоемкой продукции. Однако узость внутреннего рынка,
ограниченность территории, собственной минерально-сырьевой базы,
невозможность обеспечить работой быстро растущее население и др., обусловливают
большую зависимость стран субрегиона от внешнего рынка.
Восточные районы России,
огромные по площади, но слабозаселенные, напротив, отличаются мощным природно-ресурсным
потенциалом, развитыми отраслями тяжелой индустрии (в т. ч. производством
военной техники, цветных металлов, топлива, леса и других видов продукции,
конкурентоспособной за рубежом), обширным внутренним рынком с повышенным
спросом на продукцию легкой промышленности и наукоемких производств, отсутствием
крупных внутренних источников финансирования и др., т. е. являются во всех
отношениях как бы дополняющими азиатский субрегион. Это создает предпосылки
для развития экономического сотрудничества и политического сближения России со
странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Экономико-географическое положение
России благоприятствует этому.
В пределах
государственных границ страны особо выделяют таможенное пространство[1]. Таможенную территорию
Российской Федерации, согласно Таможенному кодексу, составляют сухопутная
территория, территориальные и внутренние воды[2] и воздушное пространство
над ними. В нее включаются также находящиеся в морской исключительной
экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и
сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией
в отношении таможенного дела (см. ст. 3 Таможенного кодекса Российской
Федерации с изменениями и дополнениями от 15 февраля 1999 г.).
За пределы национальной
таможенной территории Российской Федерации выводятся свободные таможенные зоны
— местности, в пространственных рамках которых вводится особый таможенный
режим, т. е. применяется определенная система стимулов и льгот (например,
отмена экспортно-импортных таможенных Пошлин и сборов; применение пониженных
ставок таможенного обложения при импорте товаров, предназначенных для внутреннего
рынка России; освобождение от налога; упрощенная процедура въезда и выезда; свобода
выбора источников финансовых операций и т. п.), не используемая в других частях
страны.
Такого рода
территориальные образования, обособленные от остальной части национального
экономического пространства определенным набором базовых стимулов и норм, различаются
по направлению хозяйственной деятельности, поставленным экономическим задачам
и др.
Свободные таможенные
зоны, являясь частью суверенной государственной территории Российской Федерации,
в силу своего хозяйственно-правового статуса остаются за пределами таможенных
границ, т, е. рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории
Российской Федерации.
Пределы таможенной
территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных складов
и зон являются таможенной границей Российской Федерации.
Свободные таможенные
зоны обычно представляют собой небольшие по площади анклавы (не более 1—2 кв.
км), их количество невелико и непостоянно, поэтому размеры и границы
таможенной и государственной территории Российской Федерации практически
совпадают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий